Рубрики
Стекло в современном мире

Стекло в транспорте

Одинарное стекло и стеклопакеты в транспорте:

лобовое стекло (триплекс)

Это особое многослойное автостекло, которое начали широко внедрять в автомобилестроении с конца 1940-х годов. Оно состоит из двух и более слоев стекла, между которыми расположена полимерная пленка. Такая конструкция обладает очень важным качеством – при сильных механических ударах не распадается на осколки, способные причинить серьезные увечья, а остается единым монолитным изделием. Это происходит благодаря тому, что части разбитого стекла удерживаются вместе за счет надежного склеивания полимерной пленкой. Существует три основных вида многослойных лобовых стекол:

  • стандартное. Оно имеет толщину около 6 мм и устанавливается в качестве базового варианта на большинство моделей автомобилей. Стандартный триплекс способен выдержать достаточно сильный удар камнем, бутылкой или другим предметом;
  • защитное. Этот автомобильный триплекс обладает увеличенной толщиной – в среднем 8-10 мм. Он хорошо защищает машину от злоумышленников и вандалов. Его часто используют не только для лобового, но также для заднего и боковых стекол в топовых комплектациях автомобилей;
  • бронированное. Самое толстое и прочное автомобильное стекло триплекс. Обычно оно имеет толщину 18-38 мм, но существуют и более мощные варианты. Такие пакеты могут выдержать прямое попадание в упор из пистолета ТТ. Самые толстые стекла даже могут противостоять пулям, выпущенным из крупнокалиберных снайперских винтовок.

заднее и боковое стёкла (сталинит)

История появления сталинита, который является закаленным стеклом, является историей прагматичных стремлений автопроизводителей и богатого опыта стекловаров. Их усилия, в конечном итоге, привели к возникновению особой технологии закаливания стекла. Еще в средневековье алхимики обнаружили необъяснимый эффект: когда в емкость, наполненную холодной водой, попадает расплавленное стекло, получается стеклянная клякса грушевидной формы. Если попытаться разбить толстую часть этой кляксы, ничего не получится, а при ударе о тонкую часть вся стекляшка разлетается на множество мелких осколков. Такие капельки закаленного стекла назвали «батавскими слезками». Когда перед советскими химиками поставили важную задачу: изготовить для автомобильной промышленности безопасное стекло, они вспомнили о них. Ученые смогли объяснить феномен такого стекла. Главный секрет — резкое охлаждение. При попадании жидкого стекла в холодную воду его внешние слои намного быстрее охлаждаются, охватывая внутренние слои плотным чехлом. В результате этого создается остаточное напряжение внутри стекла. Поверхностный слой, прочность которого примерно в 5 раз выше прочности обычного стекла, не дает реализоваться этому напряжению. Когда же разрушается внешний плотный чехол, остаточное внутреннее напряжение быстро вырывается наружу, а стекло при этом распадается на мелкие фрагменты. На этом феномене была основана, применяемая до сих пор, технология производства сталинита. В первую очередь, изготавливают обычное литое стекло, имеющее необходимую форму и размер, а затем эти заготовки отправляются в печь, нагретую свыше 600 °C. После этого они резко охлаждаются струями холодного воздуха. Таким образом, сталинит обрабатывают несколько раз. В результате такого закаливания в несколько раз (от 5 до 10) возрастает прочность закаленного стекла на удары. При этом в 2-3 раза возрастает его прочность на изгибание. Закаленное стекло в 3-4 раза более термостойкое, чем обычное.

фонари, в том числе для сверхзвуковых самолетов

В авиации фонарь — прозрачная часть пилотской кабины, защищающая экипаж и пассажиров от воздействия встречного потока воздуха, погодных условий и от шума, а также обеспечивающая визуальный обзор. На большинстве современных летательных аппаратов используются фонари из пластика или стекла обтекаемой формы, чтобы минимизировать лобовое сопротивление воздуха. На первых самолётах фонарей не было, и лётчики были никак не защищены от ветра и осадков. Впрочем, в то время в них не было особой необходимости, так как скорости были малы, полёты проводились в основном в хорошую погоду, а в конструкциях самолётов преобладали толкающие винты. По мере роста скоростей и распространения тянущих воздушных винтов к Первой мировой войне встал вопрос защиты лётчиков от набегающего потока воздуха. Вначале в самолётах появились небольшие козырьки, отводящие потоки воздуха, но после войны стали появляться полностью закрытые кабины, которые кроме удобства для лётчика давали также уменьшение аэродинамического сопротивления.

бортовые иллюминаторы

Иллюминатор — круглое или прямоугольное застекленное окно на корабле или летательном аппарате. По конструкции различают открывающиеся и неоткрывающиеся (глухие), герметичные и негерметичные, с прочной металлической крышкой, с вращающимся от электродвигателя стеклом (для очистки от брызг), с обогревом стекла и без обогрева.  Иллюминатор – это не только стекла. Чтобы получить прочную и функциональную конструкцию, несколько стекол вставляют в обойму, выполненную из алюминиевого или титанового сплава. Иллюминаторы продолжают оставаться одним из ключевых элементов пилотируемых и беспилотных космических кораблей. «Купол» – действительно классная штука! Когда из иллюминатора смотришь на Землю, это все равно, что через амбразуру. А в «куполе» на 360 градусов обзор, видно все! Земля отсюда выглядит как карта, да, больше всего это напоминает географическую карту. Видно, как солнце уходит, как встает, как ночь надвигается… Смотришь на всю эту красоту с каким-то замиранием внутри». Из дневника космонавта Максима Сураева.

осветительные приборы

Система освещения и световой сигнализации автомобиля – это комплекс технических средств на транспортном средстве.  Назначение системы освещения автомобиля – обеспечивать благоприятные условия для видимости (в ночное время, во время тумана) дороги, обочины, объектов, которые расположены на них. Это важный элемент безопасности для водителей и пешеходов. Осветительные приборы помогают оперативно предупредить о торможении, поломке, являющейся источником риска на дороге.Отдельные элементы системы являются источниками света для салона, багажного отсека, подкапотного пространства.

сигнальные устройства

Сигнальные устройства – это механизмы, обеспечивающие функцию подачи сигналов тревоги в виде акустического и оптического оповещения. Делятся на звуковые, световые и свето-звуковые, есть также взрывозащищенные сигнальные устройства.  К звуковым можно отнести сигнальные гудки, звонки, зуммеры, сирены и т.д. Мигающие лампы, проблесковые маяки, вспышки, светодиодные прожекторы  — все это оптические сигнальные устройства. Свето-звуковые сигнальные устройства представляют собой комбинацию акустических и оптических сигналов. В качестве примеров такого оборудования можно привести маячки-сирены, сигнальные колонны, лампы-вспышки с зуммером и др.

приборные доски

Водители первых автомобилей полностью зависели от собственных органов чувств. Визуально определялась скорость и правильность направления движения,по тряске или скрежету двигателя шофер судил о работе подвески и мотора. Чтобы узнать дорогу или найти неисправность, водителю нужно было остановиться, открыть капот, расспросить прохожих. В современных автомобилях водитель и пассажиры получили максимальную информационную свободу. В движении можно получить информацию о работе двигателя, построить оптимальный маршрут по навигатору, узнать мировые новости, воспользоваться интернетом, посмотреть телевизор. Первым прибором, который появился на приборной доске автомобиля стали часы. Следом за хронометром (с 1901 г.) на щитке приборов начали монтировать спидометр, измеряющий скорость. Кстати, одна из первых моделей прибора была изобретена и запатентована Николой Тесла (1916 г.). Следом за спидометром автоконструкторы оснастили приборную доску тахометром (изобретен в 1903 г., измеряет количество оборотов двигателя), приборами для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя, уровня горючего в топливном баке. Этот набор циферблатов традиционно используется и на современных приборных щитках.

Cтекло применяется в качестве остекления наземного транспорта, в том числе: автомобилей, вагонов метро, автобусов, троллейбусов, трамваев, сельскохозяйственных, грузоподъемных, строительно-дорожных машин. Стекло как часть сложной оптической системы используется в морских судах, самолётах и ракетах. 

Первые стёкла на самодвижущуюся карету поставил Марсель Рено в 1899 году.

Использованы материалы: https://steklo.ru/stati/avtomobilnoe-mnogosloynoe-steklo-tripleks.html, https://www.mega-glass.ru/stekla_stalinit,  https://ru.wikipedia.org/wiki/Фонарь_(авиация), https://dic.academic.ru/dic.nsf/sea/3275/ИЛЛЮМИНАТОР, https://steklosouz.ru/news/okna_na_orbite_ili_vsyo_ob_illyuminatorah, https://ru.pro-sensys.com/info/articles/obzornye-stati/sistema-osveshcheniya/, https://fam-electric.ru/ru/slovar-signalnie-ustroistva, https://avtopedia.fandom.com/ru/wiki/Информационные_системы_автомобиля, https://www.kolesa.ru/article/triumf-i-krah-lui-reno-ot-spasitelja-nacii-do-predatelja-francii-2015-04-26, https://antipotok.ru/aktivnost-stekol