ЗЕ́РКАЛО оптическое, оптический элемент, обладающий полированной поверхностью правильной формы, способной отражать свет с соблюдением равенства углов падения и отражения, и образующий оптические изображения предметов (в т. ч. источников света). Отражающий слой зеркала обычно выполнен из металла (серебра, золота и др.) или диэлектрика и имеет шероховатости размером не бoльше сотых долей длины волны света. Отражающее покрытие диэлектрических зеркал образовано чередующимися тонкими слоями прозрачных диэлектриков. Действие диэлектрических зеркал основано на явлении интерференции света, возникающей в тонких слоях. Вследствие этого диэлектрические зеркала отражают свет в узком спектральном диапазоне.
Самые известные зеркала:
Знаменитые зеркала современного мира:
- Коллекция зеркал Fairy Tales от Arte Veneziana, вдохновлённая известными сказками.
- Модель Arbo от Deknudt Mirrors, стилизованное изображение древесного спила.
- Серия зеркал Mask от Petite Friture, дизайн которой разработал Федерико Флориани.
- Коллекция зеркал Souk от Dooq, вдохновлённая яркими, шумными рынками Северной Африки.
- Зеркало Mantle от Ginger&Jagger, полностью сделанное вручную.
- Коллекция зеркал Marlene от Glas Italia, созданная Филиппом Старком.
- Коллекция зеркал Aperitivo от Бетан Лауры Вуд, выполненная на мануфактуре муранского стекла Barbini Specchi Veneziani.
Наиболее широко используются плоские зеркала, однако в оптических системах применяются выпуклые и вогнутые зеркала со сферическими, цилиндрическими и параболоидальными отражающими поверхностями. Качество зерала тем выше, чем ближе его форма к математически правильной. Плоские зеркала дают безаберрационные мнимые изображения.
Зеркала применяются в астрономических телескопах, монохроматорах, в оптических резонаторах лазеров и др. приборах. В прожекторах и зеркально-линзовых оптических системах применяют также зеркала, представляющие собой линзы, задняя сторона которых является отражающей.
Наиболее распространённый способ изготовления зеркала – нанесение отражающих металлических или диэлектрических покрытий на полированную стеклянную поверхность катодным распылением или испарением в вакууме. В конце 20 века разработаны способы изготовления больших параболоидальных зеркал (для телескопов) из отдельных малых зеркал, положение которых автоматически регулируется так, чтобы отражённый ими свет звезды собирался в одну точку.
Историческая справка
Бронзовые диски, возможно, выполнявшие роль зеркал, известны с рубежа энеолита и бронзового века (могильник Сузы I; Иран, кон. 5-го тыс. до н. э.) и в раннем бронзовом веке (напр., в майкопской культуре на Кавказе). Несомненные зеркала, имеющие ручки, найдены в погребениях 3-го тыс. из Анатолии (Аладжа-Хююк и др.). С позднего бронзового века зеркала получили распространение во многих культурах Евразии (особое значение зеркал отмечено у этрусков, в культурах «скифо-сибирского мира», у сарматов, аланов и др.). В Китае зеркала известны с 12–11 вв., возможно, они заимствованы у юж.-сибирских культур, но массовое распространение получили с периода Борющихся царств (453/403–221 до н. э.). Китайские зеркала эпохи Зап. Хань и их имитации были предметом экспорта, достигавшего Европы и оказавшего влияние на ряд типов зеркал рим. времени и раннего Средневековья. В Мезоамерике были известны зеркала из антрацита.
Стеклянные зеркала на серебряной или золотой фольге известны в Римской империи с 1 в. н. э. В 1516 в Венеции создана технология изготовления больших зеркал из цельного стекла. С 16 в. в Зап. Европе стала распространяться оловянная амальгама, в 17 в. появились стеклянные зеркала, изготовленные литьём. В 1665 в Сент-Антуанском предместье Парижа основана фабрика зеркал.
Свойство зеркал «удваивать» реальность определяет его символическую и магическую роль в традиционных культурах. Зеркала обычно связывается с потусторонним миром: оно используется в погребальном обряде (в т. ч. как погребальный инвентарь) и гаданиях, выступает в ритуалах, связанных со смертью (закрытие зеркал в доме покойника; разбитые зеркала в могилах и др.). Зеркала воспринимается, с одной стороны, как опасный предмет (так, распространены запреты на контакт с Зеркалом беременных женщин, детей и др.), с другой, подобно др. металлическим и блестящим предметам, – как оберег. В мифах отражение в Зеркалах (или заменяющей его блестящей поверхности) – один из способов для героя избежать вредоносного магического влияния (напр., борьба Персея с горгоной Медузой). Зеркало считается одной из восьми драгоценностей созерцания в сев. буддизме, одним из трёх священных символов японских императоров. Иллюзионистическая способность зеркала создавать «реальность в реальности» используется в европейской живописи с 15 в. («Портрет четы Арнольфини» Я. ван Эйка и др.). Зеркала как средство попадания героя в «иной мир» («Зазеркалье») – один из важнейших фантастических мотивов в европейской литературе.
Источник: https://old.bigenc.ru/physics/text/2878165, https://miralls.ru/interesnye-fakty-o-zerkalakh/, https://maxxbay.livejournal.com/16878951.html, , https://salon.ru/article/samye-krasivye-zerkala-7-novinok-ot-znamenityh-brendov-62012