Фьюзинг — это техника работы со стеклом. Суть ее в соединении отдельных кусочков стекла при помощи температуры — спекание, сплавление.
При фьюзинге обычно используют температуру до 1000°С, это “теплая” техника в отличие от “горячих” — выдувания и лэмпворка. Тем не менее, такой температуры достаточно, чтобы соединить стеклянные кусочки в монолит.
Несмотря на то, что фьюзинг считается сравнительно новой технологией, этот способ работы со стеклом — самый древний, он возник гораздо раньше, чем выдувание. И именно этим способом сделаны самые древние стеклянные изделия Древнего Египта и Античности.
Такие сосуды набирались из “колбасок” из стеклянной пасты, которые наматывались на сердечник. После спекания керамический сердечник извлекался.
Этот метод просуществовал довольно долго, и использовался наряду со стеклодувной трубкой, изобретенной в I веке н.э.
Естественно, метод совершенствовался, появлялись различные приспособления. Вот, например, метод изготовления чаши:
Стеклянная нить наматывалась ровными слоями на сердечник при помощи приспособления типа гончарного круга. Это позволяло увеличить размер изделий и повысить качество.
А вот и чаша, изготовленная таким способом:
Такой способ работы со стеклом просуществовал довольно долго, даже после изобретения в I веке н.э. стеклодувной трубки. Но все же развитие технологий, появление прозрачного стекла, да и просто мода, отодвинули фьюзинг (который тогда еще так не назывался) на обочину стеклоделия.
И практически до наших дней фьюзинг существовал как вспомогательная техника, интерес к которой периодически снова возникал, а периодически угасал.
Несмотря на долгую историю, появлением фьюзинга как самостоятельной технологии, правильно считать 1981 год. Именно тогда небольшая (тогда) стеклодельная компания Bullseye, по сути, состоящая из четырех энтузиастов, изготовила первую партию совместимых стекол.
Совместимые стекла – это стекла, которые могут спекаться между собой. И это первое и главное условие фьюзинга. Добиться этого качества у стекол с совершенно разным составом (который и обуславливает цвет стекла) было не очень-то просто. Тем не менее, этот вопрос был решен. И с того времени фьюзинг триумфально шествует по планете. А мы, фьюзеры, можем использовать в своем творчестве огромный спектр великолепных качественных стекол и аксессуаров.
Всего за какие-то 20-30 лет возникла целая отрасль, обслуживающая фьюзинг: это не только производство стекла, но и печей, оборудования, различных инструментов и приспособлений.
Сегодняшний фьюзинг как технология, состоит из большого количества самых разных процессов и приемов: резка, сверление, шлифовка, полировка, химическая обработка, собственно фьюзинг, разные виды молирования (изгибания по форме), а также включает в себя не одну технику: расческа, pot melt, drooping, pat de verre, миллефиори и многие другие. Так же как вспомогательные техники используются разные виды химической обработки и роспись обжиговыми красками и эмалями.
В центре всего этого великолепия, конечно же стоит сам фьюзинг, как высокотемпературный процесс соединения отдельных стеклянных фрагментов.
Кстати, всем известная и любимая многими итальянская техника миллефиори (миллион цветов) — очень живописные комбинации маленьких мурринов, каждый из которых сам по себе — отдельная красивая вещица — это тоже разновидность фьюзинга.
Наверное, самыми впечатляющими мастерами в технике фьюзинг, являются Эрик Марков и Том Норрис (Markow & Norris, США), назвавшие свои великолепные изделия Wowen glass – тканное стекло.
Но на самом деле, это очень много кропотливого труда. Сначала делается красивое полотно так же, как мы делаем тарелки. Потом это полотно разрезается на отдельные полоски. Полоскам придается волнистая форма. затем они переплетаются между собой и запекаются в новое, уже плетеное полотно. И уже это полотно обрабатывается, изгибается нужным образом. за несколькими строками, на самом деле — море кропотливого труда, несколько долгих, не менее суток каждый, аккуратно выстроенных и выверенных обжигов. Каждая лишняя минута, каждый лишний градус способен нарушить этот виртуозную тканную фактуру.
Следующим мастером по силе впечатления является Мэри Энн Зински, более известная как Тутс Зински (Toots Zynsky, США)
И это тоже фьюзинг!
Как же она создает свои удивительные вазы?
Сначала из размягченного до нужного состояния стекла вытягиваются нити разного цвета. Потом из этих нитей собирается узор — буквально, как тщательная мозаика — подбираются стрингеры (это название этих нитей), укладываются определенным образом, чтобы воплотился замысел художницы. Затем эта многослойная конструкция запекается в монолит. При этом так же важна точность — нужно, чтобы нити соединились в одно целое, но при этом сохранилась фактура, чтобы каждая ниточка ощущалась как отдельная деталь.
После этого изделие помещается в печь на форму. на определенной температуре — здесь так же требуется архиточность, печь открывается и художница, надев специальный костюм, руками подгибает полуопустившееся изделие, придавая ей нужную форму. И здесь так же важно вовремя закрыть печь и выставить очень точно температуру, чтобы изделие не изменило форму, но при этом прошло необходимый отжиг.
Короче говоря, все, что укладывается здесь в несколько строк — на самом деле, огромное мастерство, отточенный опыт, высочайшая квалификация, и, безусловно, художественный и технический талант.
В традиционных техниках фьюзинга так же работает множество замечательных художников. Источник: Источник: https://fused-glass-school.ru/stati/tpost/pjgnztivo1-fyuzing-ot-drevnosti-do-nashih-dnei , https://fused-glass-school.ru/stati/tpost/op8h9gz9l1-i-eto-vsyo-fyuzing