Императорский стеклянный завод
«Императорский стеклянный завод — Стеклянный городок — Петровский судостроительный завод Серебренникова — Ленинградский завод художественного стекла
Петербургский стеклянный завод был основан при Канцелярии от строений в 1730-х гг. (к 1738 г. он уже существовал). Тогда он расположился на Фонтанке между Гороховой ул. и Обуховским каналом. Мастеров предположительно вывезли из Ямбурга. Все время своей деятельности на этом месте завод оставался в казенном ведении.
Стекло, выпускавшееся на заводе, было сходно со стеклом Ямбургского завода, граненое и гравированное, оно было бесцветным, поэтому называлось хрусталем, но не содержало свинца, а обесцвечивалось при помощи марганца, из-за чего иногда имело фиолетовый оттенок. Основным потребителем продукции завода был Императорский двор.
Центральным зданием была резная и точильная (шлифовальная) мастерская. В 1774 г. завод был ликвидирован. Шатер бывшего завода был объявлен в продажу.
Место поставщика Императорского двора занял завод близ Шлиссельбурга, где еще в петровские времена существовали казенные кожевенные, лесопильные и медные заводы.
В 1777 г. завод по указу Екатерины II был передан в аренду Г. Потемкину, который перевел завод на земли южнее Александро-Невского монастыря. Там находилась усадьба «Озерки», принадлежавшая Потемкину. Название свое усадьба получила от двух расположенных там небольших озер.
И. Г. Грегори, описывая в 1790-х гг. усадьбу, сообщал, что на одном из озер (Глухом) был построен увеселительный фрегат, в лесу деревянный дом для балов, а близ дороги, идущей вдоль Невы — два знатных стеклянных завода, один для склянок и тому подобного, а другой для столовой и хрустальной посуды и надуваемых и весьма больших и литых зеркал.
После смерти Потемкина в 1792 г. предприятие вернулось в ведение казны, завод был отдан под общее управление с Императорским фарфоровым заводом и с этого времени стекольный завод стал также именоваться императорским. Завод не процветал, заказы Двора обременяли бюджет, и он не мог конкурировать с частными заводами.В 1802 г. заводы переданы в управление Кабинета. Новое положение и штат были утверждены Александром I 13 февраля 1804 г. В середине XIX в. Императорский стеклянный завод оставался под управлением Кабинета. В 1844-1848 гг. он был отделен от фарфорового завода. С 1848 по 1867 гг. заводы снова были объединены.
В 1851 г. закрыто зеркальное отделение. Завод по-прежнему не приносил дохода. В 1853 г. было принято решение оплачивать штат, а остальные расходы покрывать из сумм, полученных от продажи изделий.
В 1856 г. появилось новое мозаичное отделение, смальты для которого изготовлялись на заводе.
В первой трети XIX в. художественная продукция Императорского завода занимала ведущее место, хотя в изготовлении посуды серьезную конкуренцию составляли частные заводы.
К работе по составлению проектов крупных декоративные изделий для дворцовых интерьеров привлекались архитекторы: В 1804-1813 гг. проектированием стеклянных изделий на заводе занимался архитектор Тома де Томон, после него, до 1819 г. — К. И. Росси, а также архитектор И. А. Иванов.
Так как большинство работников было из крепостных, реформа 1861 г. пошатнула положение завода. Были приняты меры по удешевлению производства, что снизило качество продукции.
К середине XIX в. территорию заводов и селение около них называли «Стеклянным городком».
Улучшению положения завода способствовал В. Книпер, который был его директором с 1863 по 1890 гг. когда стеклянный завод был слит с фарфоровым и переведен на его территорию.
Стеклянное отделение при Императорском фарфоровом заводе существовало до 1917 г. В 1910 г. на Стеклянном заводе был изготовлен купол из толстого полированного стекла для дворца великого князя Николая Николаевича (младшего) на Петровской набережной.
До сих пор на территории «Стеклянного городка» сохранились названия улиц — Стеклянная, Хрустальная, Фаянсовая, Глиняная, Зеркальный переулок и Глухозерское шоссе.
В конце XIX в. на левой стороне Шлиссельбургского тракта (на территории Стеклянного городка) появилось здание Петровского судостроительного завода Я. И. Серебренникова. С 1914 г. — Русско-Американское общество.
Сдвоенные арочные проемы эллингов, перекрывающие огромное внутреннее пространство, создавали активный силуэт. Прозрачные остекленные перекрытия и сетка оконных проемов придавали конструкции легкость, создавали в помещении прекрасную освещенность.
Зеркальные мастерские Петроградского стекольного промышленного общества, основанные в 1911 г., занимали участок № 9 по правой стороне Деминской ул, за ее пересечением с Заводской ул. (ВПг на 1917 г. О. IV Ст.90). ВПг так описывает положение Деминской ул: на Стеклянном заводе. От Шлиссельбургского пр. до Заводской ул. и далее к 4-му Лучу (Земля Кабинета ЕИВ в арендном пользовании нижепоименованных лиц). Продолжение Деминской ул. за Заводской отмечено только с издания на 1916 г. (ВПг на 1916 г. О. IV Ст.91).
В 1920 г. зеркальные мастерские Петроградского стекольного промышленного общества, национализированы и переданы в ведение Минеральной секции ПСНХ, в 1922 г. Петроградскому государственному стекольно-фарфоровому тресту (Петростеклотресту). В 1924 г. названы Деминской зеркальной мастерской, которая арендована Северо-Западным акционерным торговым обществом (Севзапторг).
Переименования: в 1924 г. Деминская зеркальная мастерская, в 1925 г. Зеркальная государственная фабрика, в 1926 г. Химическая зеркальная фабрика Ленинградского государственного стекольного треста (Ленинградстекло), в 1930 г. Ленинградская государственная зеркальная фабрика Ленинградского областного треста стекольной промышленности (Ленстекло), с 1948 г. Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды Министерства лёгкой промышленности СССР, в 1957-1965 гг. в ведении Управления стройматериалов и стекольно-фарфоровой промышленности ЛСНХ, с 1965 г. Министерства промышленности стройматериалов РСФСР. (spbarchives.ru)
В 1940 г. по инициативе ученого-химика Н. Н. Качалова, скульптора В. И. Мухиной, писателя А. Н. Толстого на базе Ленинградской государственной зеркальной фабрики, цеха которой располагались рядом с бывшими корпусами Императорского стеклянного завода, был организован экспериментальный цех по производству художественного стекла. Проектировал и осуществлял надзор за строительством экспериментального цеха знаток технологий художественного стекла Ф. С. Энтелис. Была поставлена задача разработать промышленные образцы советской стеклянной посуды, современные способы варки и декорирования стекла. На предприятии работали В. И. Мухина, А. А. Успенский, Н. А. Тырса.
В конце 1941 г. производство было остановлено. Выполнялись лишь военные и медицинские заказы. После войны предприятие не работало. Благодаря усилиям В. И. Мухиной и Н. Н. Качалова в 1948 г. была восстановлена работа экспериментальной лаборатории художественного стекла с экспериментальным цехом Ленинградской зеркальной фабрики.
В 1949 г. фабрика преобразована в Завод художественного стекла (Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды), входивший в объединение «Росстеклохрусталь».
В 1948 г. при заводе был открыт музей, посвященный истории предприятия, творчеству его работников.
В 1950-е — 1960- е гг. ЛЗХС стал основным центром художественного стеклоделия в СССР.
В 1967 г. завод переведен на изготовление изделий и сувениров исключительно из хрусталя. Там изготовлены пятиметровые стеклянные колонны с барельефами, установленные на станции метро «Автово».
В 1990-е гг. образовано арендное предприятие «Завод художественного стекла».
29 января 1997 г. завод был закрыт. Экспонаты музея в 2000 г. переданы в Елагин дворец, где открылся Музей Стекла, основой экспозиции которого стали экспонаты музея ЛЗХС
(по материалам [56], Н. В. Мурашова, Л. П. Мыслина. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии.
Южное Приладожье: Волховский и Кировский районы. — СПб.: Алаборг, 2009; Бюллетень «Стекло Мира» № 3, 2001 г.; добавил: Наталия )
Даты ЛЗХС:
1930-1948 — Ленинградская зеркальная фабрика треста «Ленинградстекло»
1948-1966 — Ленинградский завод художественного стекла и сортовой посуды
1966-1992 — Ленинградский завод художественного стекла
1992-14 августа 1996 — Арендное предприятие «Ленинградский завод художественного стекла».
29 января 1997 г. — решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга Арендное предприятие «Ленинградский завод художественного стекла» закрыто.
Завод проводил и научно исследовательскую работу в области технологии производства художественного стекла и сортовой посуды, а также подготовку кадров и мастеров по художественному стеклоделию. В этот период делалось много изделий из цветного стекла в технике свободного выдувания. Использовались многообразные приемы декорировки: «мороз», «кракле», многослойное стекло с гравировкой, роспись по стеклу и многое другое. Основным было стремление создать строгие, простые, функциональные художественные формы. На заводе было налажено серийное производство сортовой посуды: на нем изготовляли кувшины, графины, подносы, вазы, сахарницы, фужеры, пепельницы, рюмки, бокалы. В это время был организован авторитетный художественный совет. До середины 1950-х гг. на заводе шло параллельное совершенствование производства хрусталя и зеркал. (elaginpark.org 29.06.2018)
Выпускаемые заводом изделия делились на серийные и массовые, следовательно, роль художника на производстве зависела от характера выпускаемых изделий. При серийном выпуске художник руководил находящейся в его распоряжении экспериментальной бригадой высококвалифицированных мастеров и принимал непосредственное участие в изготовлении опытного образца эталона по которому в дальнейшем выпускались изделия целыми сериями. При массовом производстве, когда стеклянные предметы вырабатывались машинами, художник разрабатывал конструктивное решение изделий в виде шаблона.
Над созданием серийных и массовых изделий тогда работали Б. А. Смирнов, Ю. А. Мунтян, Е. В. Яновская, Л. Д. Смирнова, А. И. Маева, Х. М. Пыльд, Л. О. Юрген, А. М. Остроумов и А. А. Аствацатурьян. Ими были предложены различные новые модели ваз, разнообразные наборы и комплекты из бесцветного и цветного хрусталя с гравировкой, алмазной и широкой гранью, а также изделия из сульфидно-цинкового стекла.
Изделия из сульфидно-цинкового стекла были интересны по цвету. Этот вид стекла был изобретён в 1952 г. на заводе инженерами Е. И. Ивановой и А. А. Кирьёненым. Это стекло имело многие интересные свойства — легкую окрашиваемость в любые цвета, а главное – возможность получения заглушенности, причем очень широкой гаммы, от полной непрозрачности до легкой опаловости, почти прозрачности. Зависело это от температурного режима варки.
Художница Е.В. Яновская создала серию сульфидных ваз с различными цветовыми оттенками с декором, имитирующих венецианскую нить.
С наибольшим успехом с сульфидным стеклом работала художница Л. О. Юрген. Ее вазочки «Арбузик» (1961) были разнообразные по цвету и декору. В них выразительно был решен декор в виде цветных продольных или спиралевидных узких полос, которые отличались четкостью и густотой тона. Широко в быту употреблялся простой и целесообразный набор для завтрака «Кольца» (Л. О. Юрген, 1964) из этого вида стекла. Художница прибегла к легкому глушению поверхности изделий, заставив стекло излучать серебристое сияние.
Многие модели новой стеклянной посуды в начале 1960-х гг. были простой конфигурации и окрашены в один полутон.
Особую популярность приобрели изделия декорированные гравировкой. Они были оригинальны по исполнению и индивидуальны по декору. Художниками Л. О. Юрген и Х. М. Пыльд была разработана линия тонкой и сюжетно разнообразной гравировки на тонкостенных хрустальных изделиях. Многие свои произведения они гравировали сами. В этой технике были выполнены комплекты для воды «Клеммы» (1963) и «Графический» (1965) Пыльд, а также комплекты для вина «Реснички» (1963) и «Хвойный» (1962) Юрген.
Наряду с графическими и растительными рисунками в гравировке появились композиции с архитектурными мотивами, изображением фигур человека, зверей, и птиц. Например, на гладких поверхностях бесцветных тонкостенных высоких бокалов и фужеров художника А. А. Аствацатурьяна были изображены архитектурные памятники Ленинграда. Тема Ленинграда была одной из центральных тем художника. В фужерах «Виды Ленинграда» и сувенирных бокалах Московский проспект и Летний сад автором был тщательно продуман графический рисунок, который четко вписывался в форму предмета.
Бездекорность и выразительность гладких поверхностей, поиск чистой формы были развиты на Ленинградском заводе художественного стекла художником А. М. Остроумовым. Его хрустальные вазы были толстостенными устойчивыми, они обработаны крупными плоскостями, которые придавали изделиям архитектурную форму. Вазы для цветов «Клин» (1962), «Кристалл» (1967) вошли в серийный выпуск завода. Остроумов в своих образцах предусмотрел все возможности производства и всю реальность воплощения замысла.
(Из статьи О. Е. Старцевой «Изделия Ленинградского завода художественного стекла середины 1950-х — первой половины 1960-х гг. в собрании Елагиноостровского дворца-музея»)
В 1964 г. было принято решение о специализации ЛЗХС исключительно на производстве изделий из хрусталя. С 1970-х г. все чаще работают с бесцветным хрусталем. Художники завода активно участвуют во Всесоюзных, Республиканских и Международных выставках. Получают заслуженные награды и звания за вклад в развитие художественного стеклоделия. Создавая по прежнему образцы массовой, тиражной продукции художники ЛЗХС большое внимание уделяют и творчеству. В 1970–1980 гг. все больше появляется авторских экспериментальных произведений.
(elaginpark.org 29.06.2018) (добавил: Наталия)
1923: Петроградские Государственные Зеркальные мастерские (б. «Деминские») — Деминская ул., 9 — в составе Петроградского Государственного Стекольно-Фарфорового Треста «Петростеклотрест» (ВПг на 1923 г. С. 122)
1924: Государственная зеркальная фабрика (б. Франк — так!) — Деминская, 9 — в составе Петроградского госуд. стекольно-промышленного объединен. (Петростеклотрест) (ВПг на 1924 г. С. 157) Стекло. Склад стекла — Деминская, 9 Петроторг (ВПг на 1924 г. С. 249)
1926: Химическая промышленность. Зеркальная Гос. ф-ка Севзапторга — Деминская, 9 (Весь Л-д на 1926 г. С. 358)
1935: Прочие предприятия. Гос. зеркальная ф-ка — Деминская ул., 9 В ведении Ленстеклотреста. Раб. 311 чел. Производство зеркал и обработка техн. стекла (Весь Ленинград 1935 С. 116)
1973: завод художественного стекла (Мин. пром-сти строительных материалов РСФСР) — ул. Профессора Качалова, 9. («Ленинград. Краткая адресно-справочная книга». — Лениздат, 1973 С.205)
Источник: https://web.archive.org/web/20190725090000/http://www.citywalls.ru/house10049.html
Продукцию завода можно увидеть в музеях страны и у коллекционеров. некоторые фотографии шедевров собраны здесь: https://adgroupart.ru/tpost/79gvcfzst1-imperatorskii-steklyannii-zavod