Термин «vitrage» (от латинского vitrum — «стекло») возник только в XII столетии, когда французское духовенство решило использовать разноцветное стекло для украшения монастырей, а позже – любых религиозных сооружений. Красочные, будто живые, переливы света на стенах создавали неповторимые узоры – каждый раз новые. Подвижные картины впечатляли прихожан, вызывали восхищение и укрепляли веру в присутствие божественного.
Самые известные витражи мира:
Техника мозаики цветных стекол началась очень давно.
Когда в I в. до нашей эры появилась стеклодувная техника, ремесленники смогли отлить первые ровные пластины. Начались попытки цветного остекления – они сыграли на руку раннехристианской концепции о единстве света и духа. В базиликах стали появляться первые панно: окрашенные кусочки скрепляли замазкой и вставляли в оконные решетки.
Едва ли не самая известная сохранившаяся работа датируется VII веком. Это крохотное круглое окно над алтарем в храме Святого Павла в Джерроу: желтые, пурпурные и зеленые фрагменты оправлены свинцом.
Почти 700 лет – вплоть до VII в. – художники довольствовались простыми геометрическими рисунками. Революция в технике произошла с изобретением свинцовой пайки. Теперь детали собирали в металлическую раму, которая надежно держала всю конструкцию без замазки. Готовые изделия стали прочнее, и это позволило усложнить рисунок: например, ввести растительные орнаменты.
Со временем мастера позволяют себе разбавить привычный канон и «вписывают» в композиции людей.
Буквально через пятьдесят лет происходит готическая архитектурная революция, и прозрачные мозаики входят в золотую пору. Все начинается с базилики Сен-Дени: стрельчатые окна в аспиде заполнены медальонами с хитрыми сюжетами. Новые для того времени каноны зададут направление на три века вперед. Что теперь изображали зодчие?
- жизнеописания святых, жертву Девы Марии и Христа,
- крестовые походы – и все богатство рыцарской темы,
- монархов – сначала скромно и просто в медальонах, а к XV в. – в полный рост.
На стыке готики и Возрождения краски светлеют, в моду входит техника гризайль: широкие полотна с вольными сюжетами в пастельных тонах. Ими стеклят мрачные помещения, чтобы впустить больше света.
Постепенно, с развитием науки, композиции обрастают «суетой» и становятся живее. Изобретение серебряной потравы вводит в сюжеты блестящие мирские детали: монаршие короны и рыцарские мечи. Перемычки между пластинами становятся тоньше, а линии ровнее.
С этого момента – до начала Просвещения в XVI в. – жанр переживает последний расцвет. Считается, что упадок ремесла запустило итальянское высокое Возрождение с его интересом к миру и человеку, с его живыми, полнокровными образами. Для выражения такой буйной телесности нужна скульптура, в крайнем случае – живопись. Инструменты витражистов не могли с ними соперничать.
Дело довершил религиозный консерватизм и Тридцатилетняя война в Германии: к ее завершению в 1648 году знаменитые центры стеклоделия оказались разрушены.
Европа забыла о полихромных мозаиках до середины XIX в. Россия же в это время только узнала о них.
Витражное искусство в России
Конечно, отдельные произведения встречались и раньше. Панно «Всадник» Андрея Рублева датируют XV столетием. Но это исключение, о котором мы знаем только благодаря имени создателя.
Первые «светские» заказы на стеклянные панно навеяны романтизмом XIX в. Легкомысленные работы в духе неоготики заказывали для парковых и садовых домиков. Один из ярких примеров – дворец «Коттедж» в Петергофе (1826—1829), построенный по решению Николая I в подарок супруге.
В 1843 году в окне аспиды Исаакиевского собора в Петербурге установили паечное панно с образом Иисуса Христа в полный рост. Изображение Спасителя проектировали и собирали в Мюнхене, на самом знаменитом предприятии тех лет – в «Заведении живописи на стекле».
Позже в Германии обучались первые российские витражисты: Павел Васильев и Владимир Сверчков.
Витражи Санкт-Петербурга
К началу XX века российские «транспарантные картины» окончательно обрели свой стиль: тонкие перегородки, плавные формы. Классические примеры петербургской школы – гирлянды цветов, легкие орнаменты, нежные контуры.
Творения в духе романтизма, а позже – модерна служили декоративным целям. Большие прозрачные панно создавали для доходных домов, ресторанов, гостиниц и гимназий.
Ветхозаветные сцены изображали реже: скорее всего потому, что заказчиков на эти темы было меньше. Зато потолки, мебель, полотна дверей и зеркала выполнялись в изобилии. Наиболее известная школа той эпохи – мастерская при Петербургской Академии художеств.
Примитивные работы из различных геометрических фигур выпускали на Императорском стеклянном заводе в Петербурге. Поначалу здесь не умели расписывать стекла, а потому складывали орнаменты из однотипных пластинок. Так, Готическую капеллу Александра Невского поначалу украшали цветные розы, похожие на калейдоскопический узор.
Витражи Императорского стеклянного завода
Россия, тем временем, быстро перенимала западные веяния. Императорский стеклянный завод, где вначале собирали самые простые бессюжетные мозаики, стал расписывать цельные окна – и даже копировать картины.
Две сохранившиеся работы: «Ангел молитвы» по работе Т.А. Неффа и «Святое семейство» – копия итальянского живописца. Посмотрите, насколько богатые краски, тонкие штрихи, как выписаны детали одежды, насколько усложнилось выполнение.
Предприятие быстро стало «образцовым» и оказало заметное влияние на развитие частных заводов. Здесь выпускали расписную посуду и авторские картины около полувека – вплоть до 1890 года, когда завод пришлось закрыть.
Специалистов витражных ателье готовили в Центральном училище технического рисования барона Штиглица и в Императорском обществе поощрения художеств.
В десятых годах XX века цветные окна перестали быть роскошью. Ими стали стеклить подъезды, школы, больницы, вокзалы и даже бани. Тогда же из русского языка пропало слово «транспарант», но появилось новое обозначение – «vitrage».
Современное витражное искусство
Сегодня мастера работают по тем же принципам, что и в прошлом: за тысячу лет, с раннего средневековья, основные подходы не изменились.
При этом – благодаря изобилию материалов – современный художник может выбирать из нескольких техник:
Классическая – наборная или мозаичная: прозрачные куски скрепляют металлическими ободками. Если это медная лента – значит, перед нами техника Тиффани. Если это свинцовый или латунный профиль, мы говорим о свинцово-паечном способе.
Литая: разновидность классического способа, когда фрагменты отливают или выдувают вручную. Разница – в объеме: классический подход разрешает плоские детали, а здесь кусочки толстые – до 3 см.
Спечная или фьюзинг: жидкое стекло наплавляется прямо на основу, без контуров и паек.
Пескоструйный метод – изображение наносится на поверхность пескоструйным аппаратом: получается матовый белесый рисунок. Популярная и недорогая разновидность – плоская печать.
Травленая техника: изображение «вытравливают» химическим составом – плавиковой кислотой.
Комбинированный метод сочетает разные технологии.
https://vit-rage.ru/articles/istoriya-vitrazhej-s-drevnosti-vekov-do-nashix-dnej