Ямбургский стеклянный завод
О ПРОИЗВОДСТВЕ СТЕКЛА НА ЯМБУРГСКОМ ЗАВОДЕ
А.А. ДРОЗДОВ Доцент, МГУ имени М.В. Ломоносова, МГХПА им. С.Г. Строганова e-mail: camertus@mail.ru
Крупнейший и самый известный русский стеклянный завод первой трети XVIII в. располагался в городе Ямбург (современный Кингисепп) на правом берегу реки Луги. Он выпускал зеркала, оконное стекло и посуду из хрустального (поташного) и зольного стекла. Изученные автором документы по истории этого завода позволяют отнести его основание к 1704 г. Мастеровые были наняты из бывших солдат. В 1710-е гг. на завод пришли опытные специалисты с подмосковного завода в селе Воробьево, производившего зеркала. Трудились на заводе и иностранные мастера из Англии, Франции, Германии. С 1717 по 1727 г.
Ямбургский завод принадлежал князю А.С. Меншикову, а после его опалы перешел в Казну. C 1730 по 1738 г. завод был в аренде у Вильяма Эльмзеля. Документы по ранней истории завода и времени владения им Меншиковым не сохранились. Комплексное изучение бумаг 1727–1732 гг., хранящихся в архивах и опубликованных в литературе, позволило составить перечень производимых изделий и используемых рецептур. Описание зданий завода в документах 1727 и 1732 г. сопоставлено с планом заводских строений 1753 г., многие из которых к тому времени находились в полуразрушенном состоянии. Высказано предположение, что производство стекла в Ямбурге могло продолжаться в 1740-е гг.
Первые русские заводы по производству стекла в Ингерманландии располагались по реке Луге — в городе Ямбурге и деревне Жабино. Точная даты основания Ямбургского завода неизвестна (1). Н.А. Ашарина относила его возникновение ко времени до 1704 г. [1, с. 57]. В «Путевых заметках о России» шведского ученого и нумизмата Карла Рейнхольда Берка [2], посетившего Санкт-Петербург в 1735–1736 гг., есть указание, что завод был создан на месте шведской гуты (2). В бумагах А.С. Меншикова есть запись: «Ямбургские хрустальные заводы учреждены князем Меншиковым прежде 1710 году» [3]. Ранних документов по истории завода не сохранилось. В изученном автором конволюте, состоящем из Списка мастеровых и Описи строений Ямбургских стеклянных заводов [4], указано, что некоторые ученики и мастера, происходящие из гдовских и великолукских солдат, служат в Ямбурге с 1704 г. (3). Эту рукопись дополняют документы из архива П.И. Щукина [5]. Из них следует, что в 1704 г. «взяты из Гдова в Ямбург с артиллерией» 86 человек, из них — 2 гдовских сержанта, 59 рядовых солдат, 18 солдат из Великих Лук и 7 заволоцких солдат. Они работали на заводе и в 1727 г., занимаясь составлением материи, дутьем посуды, «оконнишных кругов» и зеркальных стекол, а также калением кругов, пережиганием стеклянной материи, изготовлением горшков, точкой и полировкой зеркал.
Из этого можно сделать вывод, что Ямбургский завод основан в 1704 г. Источники умалчивают о мастерах, под руководством которых работали ученики из солдат. В цитируемом нами документе (4) указано, что поступивший на завод в 1713 г. мастер посудного дела Михайла Некрасов «определен на место бывшего мастера иноземца Вилима Романова». Сведениями о продукции Ямбургских заводов этого времени мы также не располагаем. Можно предположить небольшой объем производства и низкое качество изделий ввиду отсутствия на предприятии достаточного количества квалицированных кадров.
Ситуация коренным образом меняется после 1711 г., когда на завод приходят «московские» специалисты с завода в селе Воробьево (5). Это мастера, имеющие более чем десятилетний опыт работы со стеклом. Их имена сохранили источники [4–6]. Среди них — мастер по составлению хрустальной материи Егор Конаров (Коноров), «уроженец москвитин». Его отец «служил священником в селе Воробьево во дворце у церкви Живоносного источника». Егор сначала служил дьячком в этой же церкви, а в 1704 г. «записался на Воробьевских стеклянных заводах в ученики к составлению материи». В 1713 г. по указу царя он был определен на Ямбургский завод. В 1713 г. на заводе в Ямбурге появляется и мастер Михайло Некрасов, «уроженец города Ярославля поповский сын». Его отец служил священником в церкви села Троекурово под Москвой. Карьера Некрасова совпадает с карьерой Конарова. Он тоже в 1704 г. идет в ученики на Воробьевский завод, затем в 1713 попадает в Ямбург, где проходит обучение посудному делу у мастера-иностранца. В том же 1713 г. на завод приезжает «резной мастер» Яган Меннарт, проработавший в Ямбурге 10 лет. В ноябре 1723 г. он подал челобитную с просьбой освободить его от службы на заводе, так как «получил себе скорбные глаза, отчего и мало вижу» [7]. В 1715 г. пять английских мастеров (Вилим Мильс, Рыцард Вилькок, Исраиль Роджерс, Толмас Бел, Эдвард Гвин), служивших прежде «на Москве на Воробьевых горах у склянишных же завод» подали царю прошение «дабы ваше царское величество благоволили приказать нам тут быть впредь у того нового стекляного заводу в мастерах и совершати аки в Аглицкой земли, зеркальныя стеклы и оконнишныя и хрустальныя всякие сосуды и бутылки и о том как вам Господь Бог по сердцу положит» [8] (6). К.Р. Берк в уже цитированной нами книге упоминает и о работавшем на заводе французском мастере, занимавшимся изготовлением зеркал (7).
Хотя Меншиков активно занимался Ямбургским заводом с самого его основания, сначала, по-видимому, он принадлежал Казне, а перешел в собственность князя в 1717 г.(8), оставаясь в его собственности в течение десяти лет. В это время продукция завода шла на удовлетворение нужд его огромного хозяйства, постоянно нуждавшегося не только в посуде, но и в оконных и зеркальных стеклах [9, с. 235]. Продукция хранилась на специальных складах («магазейнах»), которыми распоряжался специальный подьячий. Часть продукции сбывали в магазине, для чего у князя был специальный человек (9). Выполнял завод и заказы Двора. Примером эксклюзивного заказа, выполненного ямбургскими мастерами, служит парадный кубок, посланный «от его царского величества в презент прусскому королю» (10). В 1720 г. на заводе были заказаны литые и полированные стекла для «образцового фонаря», поставленного у Зимнего дворца. При этом отмечалось, что «удобной к тому чистой стеклянной материи кроме тех Ямбургских заводов, здесь (в Петербурге — А.Д.) нигде не обретается» [10, с. 1251]. В следующем, 1721 году на завод поступил заказ на изготовление стекол на 595 фонарей, причем в первую очередь «приказано было вылить и выполировать таких стекол на сто фонарей, чтобы в сем времени успеть и по улицам оные фонари поставить» [10, с. 1251 — 1252]. В переписке Меншикова с М.Д. Олсуфьевым сохранился указ императрицы Екатерины I от 2 декабря 1724 г. (11) изготовить на заводе за счет Дворцовой канцелярии «стеклянный сервиз с блюдечками, с чашками и рюмками на шалее самой лучшей работы» [11].
Мы не располагаем сведениями о мастерах, работавших на заводе при Меньшикове. По-видимому, среди них были и иностранцы. В бумагах Министерства Императорского двора [6, с. 202] упоминается, что в 1728 г. работавший на Ямбургском заводе «мастер стеклянного дела…англичанин Михаил Вышстелер отпущен домой за границу». Из-за отъезда этого мастера остановилось исполнение заказа на изготовление стеклянных реторт и больших колб «из простого стекла». Русским мастерам пришлось выполнять эти предметы из хрусталя, то есть поташного стекла, с которым имели опыт работы.
В 1727 г. в результате конфискации имущества А.Д. Меньшикова Ямбургский завод вновь перешел в Казну, а его имущество было переписано и опечатано. Именно к этому времени и относится опись строений и имущества, хранившаяся в коллекции П.И. Щукина (ныне в ОПИ ГИМ). В октябре 1730 г. Ямбургский и Жабинский заводы переданы в аренду англичанину Вилиму Эльмзелю (12), который являлся придворным поставщиком. Эймзель работал в России, по крайней мере, с 1709 г., и был прекрасно осведомлен о местных нравах. С 1718 по 1727 г. в Петербурге действовала фирма «Elmsall and Evans», которая занималась поставками ко Двору предметов роскоши (13). В том числе, она занималась и поставками стекла. Так, в 1722 г. фирма получила 4,5 тысячи стеклянных рюмок [12, с. 118]. Первое время в роли управителя стеклянных заводов при Эльмзеле был англичанин Жингтиг, но его быстро сменил П.И. Рычков — впоследствии известный ученый и писатель, проработавший в Ямбурге с 1730 по 1734 г. По свидетельству Рычкова, на Ямбургских и Жабинских заводах работали мастеровые «из русских и иностранных людей, из которых между русскими большая половина была из солдатов, тому мастерству обученных» [13, с. 5]. За время, проведенное в Ямбурге, Рычков постарался наладить производство, в том числе и высокохудожественных изделий, украшенных гравировкой. С этой целью на завод был приглашен резчик Христиан Ферштель, с сыном Иоганном. После отъезда Рычкова из Ямбурга Эльмзель инициировал перевод завода в Южное Приладожье и в Петербург. Считается, что завод по производству хрустальной посуды с середины 1730-х гг. обосновался на Фонтанке, а завод по производству оконного стекла и «черкасской материи» был основан на реке Лаве.
Дальнейшая судьба Ямбургского завода до конца не ясна. Используя косвенные свидетельства, можно предположить, что варка и горячая обработка стекла в Ямбурге продолжалась еще какое-то время. Берк, рассказывая о переносе производства на Лаву, говорит, что «дела там пока идут хуже, чем в Ямбурге». Эти сведения относятся к 1735–1736 гг. После смерти Эльмзеля (январь 1738 г.) его долги Казне составили 22870 руб. С целью погасить эти долги вдова Эльмзеля в феврале 1738 г. пригласила архитектора М. Земцова для оценки стоимости строений Жабинского, Ямбургского и Лавинского заводов. В сумме стоимость всех строений была оценена в 3486 руб. [14]. Указом от 3 мая 1753 г. «стеклянные заводы, которые были в содержании у купца Эльмзеля, со всеми принадлежавшими к ним строениями, мастеровыми людьми и припасами», приняты в Дворцовое ведомство.
В последующие годы развитие получил завод в Петербурге и Лавинские заводы. Можно предположить, что печи Ямбургского завода использовали еще и в 1740-е годы, отправляя туда часть заказов с завода на Фонтанке, но оборудование приходило в негодность (14). На плане города Ямбурга, «сочиненным майа 28 дня 1741 года» (копия имеется в музее Кингисеппа, рис. 1) под литерой L обозначены стеклянные заводы», что позволяет считать их еще действующими. Данный план помогает определить их местонахождение — южнее крепостных бастионов, вверх по реке Луге (15).
На регулярном плане города 1784 г. (Кингисепп, музей, инв. Д-4122) место завода, оказавшегося на периферии города, уже никак не обозначено. На плане 1818 г. (Кингисепп, музей, инв. Д-185) оно уже выглядит заброшенным.
В марте 1753 г. Сенат принял решение «понеже те заводы и поныне в Петербурге состоят, а в Ямбург не переведены, того ради приказали… из Санкт-Петербурга в Ямбург перевесть немедленно» [15, № 10382, с. 338]. Однако это решение Сената, повторенное в 1755 г., так и не было исполнено. Все же некоторые попытки возобновить производство стекла в Ямбурге были сделаны.
В связи с этим указом, В. Фермором был подготовлен «План с експликациею стеклянных ямбургских заводов» 1753 г. [16] (16), впервые опубликованный К.А. Большевой [17]. К тому времени часть зданий (рис. 2, на плане слева) была полуразрушена, их предполагалось снести. Рис. 1. План города Ямбурга, 1741 г., фрагмент. Место завода обозначено черным овалом. В левой части листа (рис. 3) приведено «Описание плана по литером ветхому строению, которое до основания развалилось и к починке быть негодно.
А — каменное строение, где было дело посуды, оконишных и зеркальных стекол,
В — каменные магазейны, которые к починке быть прибавкою кирпича годны,
С — деревянные магазейны,
D — амбар или палата деревянная, где делается хрустальная посуда,
Е — горшечная изба,
F — караульня,
G — покой, где толченья и малонья (измельчение) суды и поташа было,
H — конюшня,
I — контора,
К — покой, где жили мастеровые,
L — покой, где жил командир, с прибавкой лесу к починке быть годен,
М — покой, где проходила точка и полировка стекол,
О — кладовой амбар, несколько времени стоять может без починки».
Рис. 2. «План с експликациею стеклянных ямбургских заводов» 1753. Общий вид
Рядом, чуть выше по берегу Луги обозначена площадка для строительства нового завода по проекту архитектора Льва Суровцева [17, с. 8] и начерчен его прямоугольный план, в центре которого показана печь. Эту часть плана (рис. 4) сопровождает «Описание коим образом при Ямбурхе новые стеклянныя заводы которой надлежит под ниже писанными литерами:
A – плавилный амбар каменным зданием,
B – кантора для писменных дел и денежной казны тож каменная,
C – три магазина для
поклажи всяких потребных материалов и готовой работы для хранения да отвозу в С Питербурх,
D – три связи мастерския и при них нужники,
Е – караульныя как для афицера так и редовых салдат,
F – важна для весов,
G – повешеной колокол для бития на работу и с работы,
H – место на котором держат для вседневнаго росходу дров,
I – конюшня для содержания казенных лошадей,
K – казенные дворы для житья при тех заводах камандиру, камисару и мастерам принятым по кантракту,
L – собственные дворы российских мастеровых людей,
M – колодици плитою выкладены для воды в городке для употребления от пожарного случаю,
N – места огороженное полисадом для содержания запасных дров под хранением,
O – городок, обнесенной полисадом, в котором имеет токмо одне открытые ворота где караулу стоять должно а прочие иметь на замке и временем брав ключи из подкараула отмыкать для проводу материалов».
Рис. 3. План полуразрушенных зданий Ямбургского завода, фрагмент плана 1753 г.
План нового завода приобрел регулярную форму. В центре его расположен «плавильный амбар» с большой горшковой печью и каленицами, вокруг него симметрично расположены 4 пожарных колодца. Отдельная постройка — звонница с колоколом, который созывал мастеровых на работу. На территории завода, обнесенной изгородью, располагались казенные дворы для мастеров как приписанных к заводу, так и работавших по контракту. Часть мастеров по контракту были приезжими, то есть на заводе планировалась работа иностранцев.
О том, что планы по строительству нового завода не были реализованы, говорит изученный К.А. Большевой «План бывшему стеклянному заводу, состоящему в Ямбурхе» 1765 г., где все постройки показаны разрушенными (17).
Рассмотрим важнейшие постройки Ямбургского завода, следуя описанию 1727 г., происходящему из коллекции П.И. Щукина [5, c. 106–119], и Описи 1732 г., составленной при Эймзеле [4, л. 4] (18). Завод занимал трапециевидный участок, вытянутый вдоль реки Луги на 274 сажени и отступающий вглубь на 144 и 253 сажени с разных сторон. Его основные постройки располагались на высокой прибрежной террасе, а у реки находилась кузница и мастерская шлифовки зеркальных стекол.
При Меньшикове перевозка готовой продукции в Петербург осуществлялась водой, а при переходе завода в Казну — сушей [6, с. 122].
Канцелярия (или контора, на плане I) представляла собой здание из двух светлиц, связанных сенями. В особом чулане хранилась денежная казна. Там же находилась «шкатулка обита кожей, в ней в средине оклеено сукном зеленым», в которой хранилась «заморская модельная хрустальная посуда», то есть образцы (19). «При оной же канторе один колокол медной на столбе, в котором часы бьют» [4, л. 5]. Интересно, что на планируемой новой территории завода (План 1753 г.) также предусмотрен подвесной колокол «для битья на работу и с работы».
Рис. 4. План планируемых к постройке зданий Ямбургского завода, фрагмент плана 1753 г.
Дом управляющего (приказчика) представлял собой стоящие на высоком берегу Луги хоромы (на плане L) с кухней, баней, поварней, рыбным погребом. Вблизи находился птичий двор, где разводили уток, гусей, кур, индеек. В отдельной постройке с поварней жил главный мастер «дутейщик посуды» Михайла Некрасов. Рядом, вдоль берега реки, располагались жилища и других мастеровых. Печи на заводе занимали нескольких зданий, в зависимости от типа вырабатываемой материи. Все они располагались в центре территории завода, окруженные со всех сторон другими постройками. В каменной (кирпичной) палате с шатровой тесовой кровлей вырабатывали зеркальные дутые стекла и оконишные круги. Посредине палаты была расположена печь, «во оной печи ставятся оконнишныя три горшка».
Предварительно материю измельчали в специальном амбаре, отвешивали на весах в медных чашках ипомещали в горшки, выполненные из белой гжельской (в [4]) или андомской (в [5]) глины. Специальными лопатками материю перемешивали и утрамбовывали. Стоящие у этой печи мастера выдували круги трубками, сажали их на понтию, распрямляли, выравнивали края «розвертными» ножницами, затем срезали с понтии «обрезными» ножницами и укатывали на медных или чугунных досках (20). Зеркальные «дутые» стекла относили в расположенную рядом каленицу («в калюшную»), на железной лопате. Отслужившие горшки волочили из печи большими железными крюками, помещали на телегу и увозили. При помощи крюков помещали в печь и новые горшки. Зеркальные стекла здесь же на заводе шлифовали, полировали, снимали фацеты и серебрили. Для этого использовали ртуть. Готовые зеркала поступали во дворцы Санкт-Петербурга и в пригороды (21).
Одну из расположенных в этом здании калениц, по документу 1732 г., уже использовали для отжига хрустальной посуды, которую вырабатывали в другом здании. Это говорит о расширении к 1732 г. производства посуды из хрусталя.
К углу описанного здания была пристроена еще одна аналогичная кирпичная палата с шатровой тесовой кровлей. По центру ее была расположена печь, а по углам — каленицы. При Меньшикове, как следует из документа 1727 г., в печи в четырех горшках варили материю для зеркальных литых стекол, а в одной из калениц обжигали горшки. Зеркальную материю черпали из горшков «уполовниками», выливали на медные доски и раскатывали медным катком, вращающемся на железном веретене. К 1732 г., когда заводом управлял Рычков, печь была перестроена.
Теперь она была «о шести горшках», причем «три горшка оконнишныя и зеркальных посудных с аглицкою материю, три с черкасской». Каленица, «в которой калят хрусталную и протчую посуду», находилась «сверх той печи», она имела два устья. По углам здания, как и раньше, располагались каленицы, в которых обжигали «оконнишныя круги» и горшки [4].
Две эти палаты были соединены в единый комплекс (обозначен буквами А на плане 1753 г.) постройкой, в которой калили зеркальные литые стекла и обжигали белый кирпич, необходимый для печей.
В отдельно стоящем деревянном амбаре (на плане D), крытом «пошетровым тесом», варили хрустальную материю и делали из нее посуду. Его описание в документе 1732 г. фактически повторяет документ 1727 г. В помещении была печь на пять горшков. В пристроенных к амбару чуланах размещались каленица и составная, где замешивали материю. Ее отвешивали на весах с «чашами железными к карамыслам». Здесь же в особой каморке хранился и белый песок. Заметим, что печь Жабинского завода, судя по «Тетради расходной» 1717 г. [18], также была «о пяти горшках», но в них чередовались два вида материи — хрустальная и зольная. В Ямбурге зольное стекло варили вместе с зеркальными стеклами, а в этом здании вырабатывали только хрусталь. Это позволяло достичь большей чистоты массы, избежать попадания в нее даже небольших количеств золы. Как и в Жабино, посуду здесь получали как методом свободного выдувания, так и выдуванием в медные формы. Для изготовления рюмок «с пуговицами» использовали специальный «пугвишный инструмент».
Здесь же в особую «медную фурму» отливали и фанарные стекла. В двух избах, «крытых дранью», делали глиняные горшки (22). Возле них располагались караульня (F на плане) и два амбара, в одном из которых глину и материю мелют, а в другом песок обжигают (23). Для этой же цели использовали и связанные воедино амбары G, стоящие рядом с печами. В них хранился «грохот медный», необходимый для измельчения песка, и волосяное сито, через которое пропускали поташ.
В длинном деревянном строении М, состоящем из «шести светлиц в одной связи», занимались шлифовкой и полировкой зеркальных стекол, резкой оконишных кругов, изготовлением зеркальных рам, в том числе и из лазоревого стекла.
Там работал «оконешник» Михаил Неупокоев, родоначальник заводской династии Неупокоевых, проработавшей на Петербургском заводе более ста лет. В одной из светлиц «у ученика Дементия Войлукова», в документе 1727 г., отмечены «два железных станка с векшами и трубкми» с различным набором медных, железных и оловянных кружков на «веретенцах», использовавшихся для гравировки. Документ 1732 г. скупо упоминает все ту же светлицу, где велась «работа резной посуды» с тем же набором инструментов. Помимо уже упомянутых «двух станков железных с векшами и с трубками железными», появился «один станок с векшою медною и со всем к нему убором» [4, л. 14]. В «Списке мастеровых» за 1732 г. находим только двух «резного посудного дела учеников из салдат». Это Дементий Войлуков («гдовский салдатский сын, в Ямбурхе служит с 1717 году от роду, ему 29 лет») и Василей Пивоваров («гдовской сын, в Ямбурхе служит с 717 году, от роду ему 25 лет» [4, л. 3]). Судя по Расходной книге 1730 г. [6, с. 210], оба эти ученика получали самую скромную зарплату среди других учеников, работающих «точильное и резное дело» (24). Других «приписанных к заводу» мастеров гравировки в Ямбурге не было.
Некоторое представление об ассортименте нам дает Опись 1727 г., в которой перечислены остатки изделий, хранившиеся на двух складах (табл. 1). В одном из них была хрустальная посуда, выработанная с 1 июля 1723 г. по 16 апреля 1725 г. Здание представляло собой длинную деревянную постройку — «три амбара в одной связи, около стен ящики, в них же чулан, в котором продавалась посуда» [5, с. 114]. В каменном амбаре, крытом дерном, и примыкавших к нему деревянных амбарах, хранилась посуда, сделанная с 16 апреля 1725 г. по 16 ноября 1727 г. [5, с. 117]. Большую часть продукции отправляли в Петербург, но другая ее часть продавалась на заводе. Известно, что при Меньшикове ямбургским стеклом торговали в Гостином дворе (9). В реестре продукции, посланной в Петербург 18 апреля 1730 г. [6, с. 206], числятся рюмки, кружки, стаканы, фляги, бутылки, кружки и склянки. Делается различие между хрустальной и стеклянной посудой, по-видимому, выполненной из зеленого стекла. Стаканы указаны двух видов — фурменные и гладкие, интересно упоминание 365 «рюмок винных резных» и 456 «стаканов пивных резных». По-видимому, так обозначены изделия с гравировкой. В [6, с. 207] указаны две разновидности «стаканечков» — с поддонами и без поддонов. Среди перечисленных ниже изделий отметим разные виды рюмок, различающиеся размером и формой. Большие рюмки
предназначались для пива. Момные рюмки (мом — сорт немецкого пива [19, 353 c. 257]) всегда упоминаются в источниках как «долгие», то есть «длинные», «большие по размеру». Среди стаканов интересны изделия «кубовастой» формы, то есть с выпуклой средней частью. В другой описи вещей Меншикова (25) в числе стаканов указан один стакан «ренского питья», возможно, подобно ремерам, выполненный из зеленого стекла. Там же перечислены и некоторые другие стеклянные сосуды — «сулеи стеклянные большие», а также «феялки» и чайные пары. Также изготавливали «кубчики», кальяны, латки, подносы и подсвечники («шандалы») [6, c. 205].
Таблица 1. Перечень хрустальной посуды, хранящейся в 1732 г. в складских амбарах Ямбургского завода, выработанной в период (1) с 1 июня 1723 г. по 16 апреля 1725 г. и (2) с 16 апреля 1725 г. по 16 ноября 1727 г. [5, с. 115–117]
Наименование Описание (1) (2)
Рюмки с печатями 5 —
пивные без крышек 701 362
медовые 133 467
момные долгие 6 —
на четырехгранных поддонах 73
винные средние 871 9500
винные малой руки 13700
водошные 4102 2788
Стаканы пивные средней руки 19084 21928
кубовастые 2494 6
медовые 2120 4570
*водошные 18519 22076
песошницы 10 —
кувшины винные 285 —
кружки пивные 2245 —
винные 985 250
горшки уринные 20 4
скляницы разных рук 2077 1293
**оптекарские 552 4200
вороночки с носками 50 —
бутылки разных рук 674 3889
лампады 4 194
солонки 416 —
чаши огурешные 80 2
конфектные — 4
уксусники двойные 40 —
одинокие 643 24
флейты 15 —
фляжи карманные 1048 446
к точке 22 —
рожки табашные 104 117
децкие — 10
банки рудометные*** 14 16
чернильницы 2 43
водопойки 16 —
децкие сосуды
разных рук
182 174
колокольчики — 22
фигуры особливого
манеру — 2
стойки оптекарские — 120
ведерки к стволам — 58
* стаканчики, **скляночки, *** для рудометия (кровопускания)
Основное количество посуды, хранящейся на складах в 1732 г., было выполнено из хрустальной материи. На Жабинском заводе в 1717 г. еще преобладало зеленое зольное стекло — «черкасская» посуда. Здесь же «зеленой материи» на складе имелось всего 495 изделий — 170 кружек пивных, 180 стаканов пивных, 189 бутылок, 8 склянок малых, 25 бутылок больших и 38 зажигательных стекол [5, с.117].
В «реестре мастеров и учеников» за 1732 г.[4, л.1 — л.3об.] на Ямбургском заводе числится 35 человек, из них по одному у составления «оконишной и зеркалной» и хрустальной посудной материи, 5 «у дутья хрустальной посуды», 5 «зеркального дела», 5 каменщиков, 3 «у каления кругов и зеркальных стекол», 7 «у дутья оконишных кругов и зеркальных стекол», 6 «у точки и полировки зеркальных стекол», 2 «у резного посудного дела». Примерно такую же цифру (42 чел., включая приказчика Ивана Волкова) дает нам документ 1730 г. [6, с. 210]. Интересно, что в нем граверы Д. Войлоков и В. Пивоваров указаны вместе с «точильщиками зеркальных стекол» во главе с мастером Даниилом Сущевым. Главной их задачей была шлифовка и полировка зеркал, изготовление фацетов.
Специальной мастерской огранки (или «точения» в терминологии петровского времени) посуды на заводе в то время не было. На Ямбургском заводе она широко не применялась. В то же время, огранкой там занимались. В Описи [5, с. 115] указаны фляжки, предназначенные «к точке», то есть готовые к огранке. В документе 1728 г. есть запись о том, что 22 точеные хрустальные фляжки получены и приняты в «овощенную». Приказчику Ямбургских стеклянных заводов Ивану Волкову дано предписание «остальные по наряду фляжки доделать и прислать в Контору для немедленной отправки в Москву» [6, с. 199]. В Указе от 3 декабря 1728 г. содержится просьба изготовить на Ямбургских стеклянных заводах и прислать в Москву по первому зимнему пути «фляж погребцовых хрустальных на венгерское шесть дюжин, да склянок же хрустльных водошных четвероугольных маленьких четыре дюжины, да в запас больших четыре дюжины, малых три дюжины» [6, с. 203]. Огранкой посуды могли заниматься мастера, работавшие «на точке зеркальных стекол» или граверы.
Среди работавших в Ямбурге мастеровых не упоминаются «золотари» и «мулевщики», то есть живописцы. В источниках нет ничего и о золочении, хотя отмечена заменяющая золото дешевая потальная бумага (11 листов по 4 коп за лист [л. 16]). Наличие потали, черни, а также «клею рыбьева шестнадцать фунтов с четвертью» [л. 15об.] говорит о возможном выделении гравировки поталью или ее чернении.
Отсутствие красок в реестре материалов исключает роспись на заводе эмалевыми красками (26), которые использовались на Измайловском и на Жабинском заводах. Возможно, с Жабинским заводом можно связывать стакан (27) из собрания Государственного Эрмитажа (ЭРС 511, выс. 11,2 см), с надписью Petr Alex. Magn Tsar Mosk (рис. 5),и аналогичный стакан из Павловска, с надписью «Виват царь Петр Алексеевич» (ЦХ-10740-I, выс. 8 см).
Оба они выполнены из толстого стекла со слабым аметистовым оттенком с сильным заливом в нижней части и расписаны синей, белой и черной эмалями с изображением цветов ландыша и перистых листьев, которые в стакане из Павловска обрамляют российский герб, также написанный эмалью.
Близки им по форме более низкие парные стаканы из собрания Музея декоративного искусства в Париже (инв. 17269, выс. 6 см), отнесенные к богемскому производству. Они украшены только растительными мотивами, исполненными чуть более небрежно, и не несут надписи (рис. 6).
Найденный на месте Ямбургского завода фрагмент конического стакана (рис. 7) имеет необработанный след от понтии, который настолько сильно выступает, что мешает изделию стоять на горизонтальной поверхности. Это подтверждает «ямбургское» происхождение вещи. Внешний диаметр стакана соответствует его высоте 6 см. Изделие выполнено из бесцветного, с легким фиолетоватым оттенком, поташного стекла путем выдувания в форму с последующим переносом заготовки на понтию для оформления его верхней части.
Некоторую информацию о видах «стеклянной материи», вырабатываемой в Ямбурге в 1727–1732 гг., дают нам архивные документы. Большая часть материалов находилась в деревянном кладовом амбаре (литера О на плане 1753 г.), выполненном из бруса. Часть сырья хранилась в амбаре, стоявшем поодаль, на берегу Луги.
Основными ингредиентами для составления материи были поташ (28), сода, сурик. Возможна добавка извести. Белый песок хранился рядом с печами.
Важнейшие виды материи — хрустальная посудная и оконишная/зеркальная — составлялись отдельно, по разной рецептуре (29).
Рис. 5. Стакан с росписью
эмалями, ГЭ (фото в экспозиции)
Рис. 6. Стакан с росписью
эмалями. Париж, музей декоративного искусства
Изучение стекол Жабинского завода позволяет предположить, что хрустальная материя представляла собой поташное или поташно-известковое стекло, обесцвеченное марганцем. Она составлялась из белого песка и поташа с добавкой селитры, мышьяка, марганца. При использовании чистого поташа добавляли известь. Зеркальную материю могли делать двух видов. Во-первых, это английский хрусталь, использовавшийся для отливки зеркал (эта материя названа «аглицкою» [4, л. 7]), известный нам по фрагментам, найденным на месте Жабинского завода. Для его производства использовали белый песок, сурик, селитру (30) и поташ. Могли отливать стекла и из хрустальной (поташной) материи, которая отличалась от посудной добавлением антимония и кобальта (василька), придававшего ей едва заметный лазоревый цвет (31). Делали на заводе и окрашенное кобальтом (васильком) синее поташное стекло, которое шло на производство посуды. Легкоплавкость всех стекол (кроме свинцовой «аглицкой материи») повышали, вводя в шихту небольшое количество соды. Она имелась на заводе в достаточном количестве. Еще одним видом материи была зольная «черкасская», из которой выдували простую посуду зеленого цвета. В эту материю, по аналогии с рецептурой Жабинского завода, могли также добавлять сурик и марказит. Судя по числу изделий, хранившихся на складе, «черкасскую» посуду в Ямбурге в 1727–1732 гг. выпускали лишь в небольшом количестве. Основным видом продукции были хрустальная посуда, зеркала и «оконнишные круги».
В литературе бытует мнение о том, что все стекло Ямбургского завода имеет слегка желтоватый оттенок, объясняемый качеством местного песка. Действительно, известны изделия из такого не очень
чистого стекла (с камнями, свилями), но все они относятся либо к раннему времени, либо к 1740-м гг., когда Ямбургский завод, если и существовал, то уже доживал свои последние дни. Такое стекло могли варить или, действительно, в Ямбурге, или на Фонтанке, где конструкция печей была несовершенной. Хрустальная материя Ямбурга периода его расцвета была чистой и имела слегка заметный глазу сероватый или слегка фиолетовый оттенок, вызванный добавлением пиролюзита.
Рис. 7. Фрагмент стакана, найденного на месте Ямбургского завода.
Диаметр основания 3,3 см
Таблица 2. Перечень материалов, хранившихся «в брусовом амбаре» на Ямбургском заводе в 1727 и 1732 г.
Материалы По описи 1727 г [5] По описи 1732 г. [4]
паташу весьма плохова 256 пудов
33 фунта — селитры 152 пуда 11 фунтов 15 пудов 30 фунтов
сурику 333 пуда 24 фунта* 422 пуда 27 фунтов
суды — 110 пуд + в кулях 1248
пуд 27 фунтов***
белил — 66 пудов + 48 пудов 25 фунтов***
марганцу 40 пудов 13 фунтов 42 пуда 36 фунтов
марказету — 4 фунта + 9 пудов 26 фунтов***
мышьяку 172 пуда 29 фунтов 185 пуда 9 фунтов
васильку** 177 пудов 8,5 фунтов 118 пудов 26 фунтов
алебастру** 2 пуда 30 пудов 30 фунтов
прутового олова** 28 фунтов 32 фунта
ртути в бутылках 6 фунтов 18 фунтов
квасцов 9,75 фунтов — умры 18 пудов 16 фунтов 22 пуда 30 фунтов
черни 3 пуда 20 фунтов — извести 9 пудов 14 фунтов — келфтю 3 пуда 3 пуда***
трепелю — 1 пуд 30 фунтов***
карандашу — 3 пуда***
антимония — 472 пуда 27 фунтов***
*по цене 1 руб. 6 коп. за пуд [л. 14об.], ** хранились в деревянных ящиках
*** после + записано количество материала, хранившееся за заводом в амбаре деревянном на берегу Луги
Примечания:
1. «Когда устроены не обследовано» [6, с. 199].
2. Приведем цитату: «На Нарвской стороне в городке, именуемом Ямбург, еще в шведское время был стеклянный завод. При русском правлении он значительно улучшен, и делали там не только стаканы, но также оконное и зеркальное стекло» [2].
3. У дутья хрустальной посуды ученик «Василей Новиков гдовский салдацкой сын служит с 704 году от роду ему 46 лет» [4, л. 1], у дутья оконнишных кругов и зеркальных стекол «мастер Иван Пугачев великолукской пушкарской сын служит в Ямбурге с 704 году от роду ему 54 года» [4, л. 1 об.] и т.д.
4. «1727 году декабря в день по указу Его императорского величества во учрежденную комиссию ко описи князя Меньшикова пожитком ведение, что имеетца при Ямбурхе при стекляных заводех ево князя Меншикова служителей откуда оныя взяты и какия мастерства имеют и на чем жалованье и провианте содержатца» [5, с. 123].
5. В 1705 г. был создан завод по производству зеркал в подмосковном селе Воробьево, который был в 1712 г. переведен в Санкт-Петербург. И.И. Пушкарев описание Императорского стеклянного и зеркального заводов начинает именно с этого предприятия: «Императорский стеклянный и зеркальный заводы. Основаны в царствование Петра Великого в Москве на Воробьевых горах: мастера выписаны из Англии, им даны ученики, молодые люди из военных. Потом заводы переведены в Ямбург» [20]. См. также [21, с. 18].
6. В этом кратком документе любопытно его начало: «Понеже ваше царское величество благоволит ныне новый склянишной завод в Ямбурхе строить», из которого можно предположить, что именно в эти годы (1713–1715) и происходило интенсивное развитие производства стекла в Ямбурге и оснащение его опытными кадрами.
7. Приведем здесь этот фрагмент из книги Берка полностью. «Некий искусный французский мастер посредством очень суровых наказаний научил своих русских подчиненных изготовлению действительно больших и красивых зеркал, которые и поныне есть в императорских и других знатных домах. После того, как он покинул это предприятие, русские уже не смогли достичь таких высот в изготовлении зеркал, по свойственной этому народу дурной привычке, которая выражается в нежелании совершенствоваться, довольствуясь тем, что сделанное ими вполне сносно. Француз имел контракт на десять лет: 800 руб. за первый и по 100 руб. прибавки в каждый последующий год. А поскольку потом, когда жалованье уже становилось большим, русские власти при худо поставленном хозяйстве не захотели соблюдать условия договора в надежде, что мастер от них отступится, он разозлившись, убыл восвояси» [2].
8. Вопрос о том, был ли Меншиков владельцем завода до 1717 г., открыт. В цитированном документе [3] Меншиков назван учредителем завода. Английские мастера в своей петиции царю о переходе на Ямбургский завод имени Меншикова не упоминают. Сохранился указ от 13 декабря 1717 г. «Об отдаче русским или иноземцам на откуп стеклянных заводов, состоящих Ямбургского уезда в деревне Жабино» [22, № 3132, с. 527]. Владельцем Жабинского завода стал А.Д. Меншиков. Относительно Ямбургского завода такого указа не было. Это говорит в пользу того, что им уже владел Меншиков.
9. «Лавошный сиделец из солдат Иван Прохоров. Сидит на Гостином дворе в лавке у продажи всякой хрустальной и стеклянной посуды и зеркал» [23].
10. «Велите маршалку, чтоб послал с письмом в Ямбург нарочного и велел взять там тот кубок, который послан резать и кой час привезут отвез бы сам к Ивану Толстому, ибо оной пошлетца от Его Царского Величества в презент прусскому королю» [24].
11. «Указом Ея Величества, всемилостивейшей Государыни Императрицы, помимо на собственном вашей светлости стеклянном заводе сделать хрустальный сервиз, с блюдечками, с чашками и рюмками на шалее самой лучшей работы, и ваша светлость извольте приказать на оные заводы к управителям послать указ, дабы что к делу онаго сервиза потребно будет сделать и отдать там кому повелено будет на счет Дворцовой Канцелярии» 2 декабря 1724 года, Санкт-Петербург» [11, c.68].
12. «1730-го г. Августа 31 дня. По присланному Ея Императорскаго Величества из Санкт-Петербурга из Дворцовой конторы указу велено отдать Жабинские стеклянные заводы торговцу Вилиму Эльмзелю на аренду и при них имеющиеся материалы и инструменты и протчие припасы, которые по оному указу ему Эльмзелю и отданы». Из расходной Книги Жабинских заводов [6, с. 198].
13. Так, при посредничестве этой фирмы были заказаны в Англии в 1720 г. фигуры для Грота и фонтанов в Петергофе, отлитые из свинца и обильно покрытые золотом. См. [25, документ № 253].
14. К.А. Большева указывает, что «ямбургские заводы просуществовали не дольше 1740-х годов» [17, с. 7]. О Рычкове см [26].
15. Это место в районе Набережной улицы и улицы Воскова сейчас застроено частными домами. В местной краеведческой литературе Ямбургский завод ошибочно помещают «в районе территории теперешнего Октябрьского леспромхоза», то есть значительно выше по течению Луги. См. [27, с. 7]. Место завода было исследовано краеведами из пос. Лебяжье А.В. Хвальским и О.В. Андрейчук. Автор выражает им свою искреннюю благодарность!
16. План любезно предоставлен мне А. Потравновым, автором статьи «Из истории Ямбургского стекольного завода» (сайт: URL: https://regionavtica.ru/articles/iz_istorii_iamburgskogo_stekolnogo_zavoda.html
Источник: https://академия-строганова.рф/uploads/catalogfiles/5162_29_drozdov.pdf
Стеклянный завод в местечке Сала
«Южный берег Финского залива
Иван Осипович, будучи уже полковником, занялся ее преобразованием и расширением: приобрел соседнюю деревню Дубровицы (Дубровка), стоящую на Нарвском тракте, соединил ее дорогой с усадьбой; осушил заболоченные земли, прорыв целую систему канав; прямо у дороги построил хозяйственный полумызок, назвав его по имени жены Анненгоф, завел там крупное молочное производство, для чего выстроил из больших плитных блоков скотные дворы, молочню, ветряную мельницу; еще у одной соседней деревни — Пулковой — был построен кирпичный завод, а напротив него, на другом берегу Луги — стеклянный, да еще в Нарве содержал отцовский каменный дом. Не забыл хозяин устроить и фамильный склеп с часовней во имя святого пророка Илии. Только после обустройства сальской усадьбы, Иван Осипович продал материнскую усадьбу Новая Сала, или Блекенгоф, владелице Мариенгофа Надежде Васильевне Резвой…»
Интересно о Корфах и Сале здесь https://a-121.ru/sala-na-zemlyax-korfov/