Рубрики
Саблинский БИО-лабиринт

Ласточкина гора

Место слияния двух рек Саблинки и Тосны обладает энергетической силой притяжения. Здесь всегда людно. Сейчас сюда приезжают на отдых туристы, а школьники и студенты познают здесь тайны природы. В самом начале XX века здесь часто бывали такие замечательные ученые, как: И.В. Мушкетов и Б.Е. Райков, которые привозили студентов на геологические экскурсии.

На противоположном берегу Тосны находятся три холма, которые ошибочно принимаются за курганы. Их даже пытались раскапывать, в надежде обнаружить там погребальные сокровища. Но никакого отношения эти образования к курганам не имеют — на самом деле это обычные эрозионные останцы, сформировавшиеся за счет миграции русел рек Тосны и Саблинки. Сначала р. Саблинка текла западнее «Центрального останца» и впадала в р. Тосна близ устья ручья Большой (Крапивка), а р.Тосна текла восточнее останца. В результате боковой эрозии и миандрирования, р. Тосна подобралась к р. Саблинке, перехватила её и увела за собой. Так возник «Центральный останец». «Малый останец» образован руслом ручья Большой (или Крапивка) и старым руслом р. Саблинка. Останец «Красная горка» образовался за счет миграции русла родника, которое сначала располагалось южнее останца, а потом севернее. Так, «Центральный останец» сложен, как слоеный пирог, чередованием различных горных пород. Снизу вверх их насчитывается восемь — от синих нижнекембрийских глин сиверской(лонтовасской) свиты до нижнеордовикских известняков волховской свиты. В насыпном сооружении (кургане) слоистость пород не наблюдалась бы. Другой останец, известный под названием «Красная горка», на правом берегу р. Тосны сложен нижнеордовикскими оболовыми песчаниками тосненской свиты с отчетливой косой слоистостью. Здесь также слоистость не нарушена. В насыпном сооружении слоистость была бы нарушена. (Н.А. Натальин)

Прекрасные виды с красными скалами по берегам Тосны вдохновили замечательного живописца – Алексея Васильевича Тыранова, на создание прекрасных картин, которые хранятся в Русском музее. Скалы выписаны так детально, что геолог мог бы провести их документацию, а вдали виднеется крыша Пустыньки… (Ю.С. Ляхницкий)

Возможности геолого — геоморфологических и биологических (ботанических) наблюдений при изучении полотен живописи

(Н.А. Натальин).

Статья замечательного краеведа, Юрия Андреевича Сочнева, в газете «Тосненский вестник» о картине А.В. Тыранова «Вид на р.Тосне близ села Никольского» и картине «Русская зима»(«Зимний пейзаж») Н.С. Крылова. Юрий Андреевич Сочнев заинтересовался уточнением мест, с которых происходила зарисовка этих двух картин. И если с картиной Тыранова вопросов почти не возникало — это знаменитый и сейчас обрыв именуемый «21-ое обнажение» или «Ласточкина гора», то споры о месте написания картины Крылова продолжаются до сих пор. Юрий Андреевич обратился ко мне и посоветовал рассматривать картины с сайта Русского музея, там они с очень хорошим разрешением, позволяющим рассматривать мельчайшие детали, тщательно выписанные художником. Постараюсь показать, что из этого получилось.

Рассматривая картину А.В. Тыранова при большом увеличении, для меня этот потрясающий художник открылся ещё и с другой стороны. Он оказался очень тщательным естествоиспытателем. На картине так точно изображена растительность, что многие растения определяются до вида. Например, за спиной отдыхающего крестьянина-косаря узнается Пальчатокоренник пятнистый из семейства Орхидные. На продолговатых листьях отчетливо проглядывается пятнистость, которая является важным видовым признаком. Можно заметить, что у растения только листья и пока нет стебля с соцветием, т.е. во время написания картины он ещё не цвёл, что важно для уточнения времени написания картины. Пальчатокоренник пятнистый цветет в июле. Ещё левее мы видим цветущую пижму обыкновенную, время цветения которой в Ленинградской области с июля по сентябрь. Но самое интересное, что на склоне песчаного обрыва и у его подножья приютились цветущие белые широколистные колокольчики. И дальше за обрывом видны заросли белых колокольчиков так любимых религиозным философом и поэтом В.С.Соловьевым, который посвятил им два стихотворения — «Белые колокольчики» и «Вновь белые колокольчики». В конце 19-го века, В.С. Соловьев часто и подолгу гостил на усадьбе «Пустынька», которая располагалась в 0,6 км. выше по течению р. Тосны, сразу за строениями, изображенными на картине А.В. Тыранова на заднем плане. Стихотворение «Вновь белые колокольчики» написанное 3 июля 1900г., было последним в его жизни. 31 июля 1900г. В.С. Соловьев скончался в с. Узкое под Москвой в усадьбе своих друзей — братьев Трубецких. Белые широколистные колокольчики цветут в Саблино в середине июля. Срок их цветения около двух недель. Эти ботанические наблюдения позволили ещё более сузить определение периода времени написания картины.

Ещё хотелось бы обратить внимание на точность воспроизведения мельчайших подробностей, увиденных великим мастером. Это место, изображенное на картине, называется «Ласточкина гора» или » 21-ое обнажение». Ласточкиной горой её прозвали из-за присутствия в песчаном обрыве громадного количества гнезд береговых ласточек. А на картине великого мастера мы их не видим. Зная, с какой скрупулезностью, автор вырисовывал на картине мельчайшие детали, можно смело утверждать, что в то время гнезд береговых ласточек там не было. А почему? Это уже вопрос к зоологам.

Это обнажение горных пород является ключевым в обучении студентов геологических специальностей, когда они проходят учебную практику в Саблино. Так вот, так как нарисовал песчаную толщу саблинской свиты среднего кембрия А.В. Тыранов, отобразив мельчайшие детали геологического строения горных пород, не всегда удается даже студентам, будущим геологам. На его картине видны горизонтальные границы песчаных пачек подчеркнутые ожелезнением. Внутри пачек просматривается даже косая приливно-отливная слоистость. Также показана вертикальная планетарная трещиноватость и экзогенные тещины бортового отпора. Ну, если А.В. Тыранову удалось на продолговатых листочках пальчатокоренника разглядеть и отобразить характерную для видовой принадлежности пятнистость, то становится понятным, почему от него не ускользнули детали геологического строения песчаной толщи. На картине наблюдаются крупные пятна непонятных очертаний, которые наверняка являются неутешительным плодом работы реставраторов, которые, к сожалению, далеки от высочайшего искусства великого художника.

Эта скрупулезность в видении отображаемых объектов, по-видимому, повлияла на то, что пейзажист А.В. Тыранов, первоначально являясь учеником и последователем пейзажной живописи А.Г. Венецианова, в середине 30-х годов под влиянием К.П. Брюлова перешел в стан портретистов, где прописывание деталей имеет первостепенную важность. Необходимо подчеркнуть, что в книге Р.Ф Геккера «На силурийском плато», есть глава «Художники на Силурийском плато», в которой автор описывает картины художников реалистов И.И. Шишкина, А.В. Тыранова, которые они написали на Силурийском плато. До 1960г. ордовик входил в силурийскую систему в качестве её нижнего отдела, а как самостоятельная система появился только в 1960г., поэтому нынешнее Ордовикское плато именовалось тогда Силурийским. К сожалению, в книге Р.Ф. Геккера нет описания картины ещё одного замечательного художника пейзажной живописи Никифора Степановича Крылова «Русская зима» («Зимний пейзаж»). Точное место написания этой картины до сих пор не было определено. Высказывались только предположения, и до сих пор считалось, что оно находится на правом берегу р. Тосны, там, где дорога спускается к реке от дома № 101 по Советскому проспекту в старом Никольском. Геолого-геоморфологические аспекты этой картины, которые удалось рассмотреть при большом увеличении картины на сайте Русского музея, позволили определить место написания этой картины.

При увеличении картины Н.С. Крылова «Русская зима», открылись поразительные детали, отображенные художником. Ну, во-первых, за местом, изображенным на картине, р. Тосна делает крупную миандру, которая на полотне трассируется полоской растительности. За лесом на картине нет никакого замерзшего озера (как гласит информация на сайте Русского музея), а это обычное заснеженное широкое поле, которое находится не только внутри миандры р. Тосны, но и правее её.

Трассирующая растительность в русле р. Тосны, прослеживающаяся, начиная с левой части картины, подходит как раз к резкому изгибу реки у места, которое чуть ранее -летом изобразил на своем полотне А.В. Тыранов «Вид на реке Тосне близ села Никольского». Это и есть «Ласточкина гора» или «21-ое обнажение». А перед этим историческим местом, отчетливо просматривается достаточно резкая возвышенность — так, Никифор Степанович изобразил эрозионный «Центральный останец», находящийся у слияния р. Саблинки и р. Тосны. Это эрозионный останец образованный миграцией русел рек Саблинки и Тосны.

Никифор Степанович не пропустил на своем полотне и русло Большого ручья (на местном сленге Крапивка), который впадает в русло р. Тосны ниже по течению от «Центрального останца». Русло Большого ручья (Крапивки) также трассируется растительностью посреди снежного поля и отчетливо прослеживается на картине.
Над местом, которое писал А.В. Тыранов, просматриваются высокая древесная растительность — возможно и тогда там произрастали парковые деревья (ну как вековые липы, которые произрастают там сейчас).

Таким образом, в книге «Никольское город мастеров» место написания картины указано не точно. С учетом расположения на картине «Центрального останца», «21-го обнажения», миандры р. Тосны, русла Большого ручья (Крапивки) историческое место написания картины находится сразу под Никольским кладбищем на правом берегу р. Тосны. Это выше по течению р. Тосны, от предполагаемого ранее места на 1000м.

Горизонтальные пачки песчаников с приливно-отливной косой слоистостью. Саблинская свита, средний кембрий.

Планетарная трещиноватость и экзогенные трещины бортового отпора.

Центральный большой эрозионный останец и «Ласточкина гора» (21-ое обнажение») — место написания картины А.В. Тыранова.

Геолого-геоморфологические объекты на картине Н.С.Крылова.

По материалам Н.А. Натальина

Следуя дальше по пока еще труднопроходимой тропе в сторону Левобережной пещеры можно наблюдать старинные плитные ломки, Синий омут, небольшую пещеру «Трехглазку» и  очаровательные природные ландшафты на месте старинных дач.

По материалам Т.Н. Слепнёвой

Проект «Саблинский БИО-лабиринт» ЛООО «Сохранение природы и культурного наследия» реализован с использованием Гранта Губернатора Ленинградской области.